Старая версия сайта

Что и как можно исследовать в бизнесе с помощью ABC/XYZ-анализа

31.01.2025

По мере расширения ассортимента и клиентской базы предпринимателю становится сложно вручную управлять товарными остатками, регулировать закупки и пр. Поэтому нужны инструменты, которые позволят контролировать своевременны поставки, ранжировать ассортимент по востребованности, сезонности и пр.

Один из них — ABC/XYZ-анализ. Он объединяет анализ, который классифицирует объекты по степени влияния на прибыль (ABC), и по частоте использования (XYZ). В целом он позволяет лучше понять, какие товары, клиенты, поставщики или бизнес-процессы оказывают наибольшее влияние на результаты компании.

Возможности такого анализа очень широки и его можно адаптировать практически под любой бизнес.

Что можно делать с помощью ABC/XYZ-анализа

  • Оценить товарный ассортимент. Помогает выявить наиболее прибыльные товары и стабильность спроса на них, оптимизировать ассортимент, оставляя наиболее рентабельные и востребованные позиции, сокращать неликвид. Это помогает планировать закупки более эффективно, снижая риск излишков и дефицита
  • Оптимизировать запасы. Анализ складских запасов позволяет более грамотно управлять ресурсами. Разделение товаров на те, которые должны быть всегда в наличии, и те, которые можно заказывать по мере необходимости, помогает минимизировать затраты на хранение. Таким образом, закупочная деятельность становится продуманной и гибкой
  • Оценить поставщиков. Применяется для анализа надежности и важности поставщиков
  • Создать маркетинговую стратегию. Исследование маркетинговых активностей с помощью ABC/XYZ-анализа позволяет понять, какие рекламные кампании приносят наибольший доход или требуют оптимизации
  • Управлять клиентской базой. Позволяет выделить ключевых партнеров, клиентов с нерегулярными покупками, которые не приносят стабильного дохода, но имеют потенциал к развитию сотрудничества. Это помогает разработать персонализированные предложения, стимулировать лояльность клиентов и повышать вероятность повторных покупок

Пример матрицы ABC/XYZ для товаров

  1. A (важные) / B (средние) / C (менее важные) - степени влияния товара на прибыль
  2. X (стабильный) / Y (сезонный) / Z (хаотичный) - частота использования товара

A (важные):

  • AX – приносят значительную долю выручки и имеют стабильный спрос
  • AY – большая доля выручки, но спрос подвержен колебаниям
  • AZ – хорошо продаются, но спрос плохо поддается прогнозированию

B (средние)

  • BX – средние объемы выручки, низкие колебания спроса
  • BY – средние объемы выручки, колебания спроса в пределах нормы, например, сезонные
  • BZ – средние объемы выручки, сложно прогнозируемый спрос
  • C (менее важные)

    • CX – низкая доля в прибыли, стабильный уровень спроса
    • CY – невысокий уровень прибыли при средних колебаниях спроса
    • CZ – низкий уровень прибыли, высокие колебания спроса

    Примеры использования ABC/XYZ-анализа

    • Розничный магазин

      A/X: Хлеб, молоко, яйца — должны быть всегда в наличии.

      B/Y: Овощи, фрукты — важно учитывать сезонность.

      C/Z: Экзотические товары, деликатесы — закупка под заказ или под определенные даты.

    • Производство мебели

      A/X: Основные материалы (ДСП, фанера) — должны быть всегда в наличии.

      B/Y: Краски, лаки — сезонные изменения спроса.

      C/Z: Эксклюзивные материалы — закупаются только под конкретные проекты. Например, специальная фурнитура.

    • Сфера услуг (салон красоты)

      A/X: Стрижки, окрашивание — основные услуги, всегда востребованы.

      B/Y: Маникюр, педикюр — колебания спроса, зависят от сезонов.

      C/Z: СПА, массаж — разовые заказы, услуги под запись.

    Как правильно проводить исследование

    1. Собрать данные о продажах, спросе и частоте покупок. Желательно брать данные за полгода-год
    2. Рассчитать долю каждого товара, клиента или услуги в общих доходах и стабильности спроса
    3. Распределить объекты по категориям ABC и XYZ
    4. Оптимизировать бизнес-процессы на основе полученной информации. Например, уменьшить складские запасы Z-товаров, увеличить фокус на A/X-категории и планировать сезонные закупки для B/Y-категории

    Бизнес может время от времени пересматривать категории реализуемых товаров, так как рыночная ситуация и потребности клиентов меняются. И гораздо проще это сделать при помощи системы автоматизированного учета, которая поможет анализировать изменения в спросе и корректировать запасы. В некоторых CRM-системах заданные показатели считаются автоматически, что вкупе с регулярным использованием анализа делает бизнес более гибким и устойчивым к изменениям на рынке.

Продолжая, вы подтверждаете использование файлов cookies браузера в целях обеспечения удобного функционирования сайта.