Старая версия сайта

Как создать и запустить минимально жизнеспособный продукт (MVP)

22.01.2025

Выпуск на рынок нового продукта всегда сопровождается с определенной долей риска. Предпринимателю сложно наверняка спрогнозировать, будет ли на него спрос или нет. Создание минимально жизнеспособного продукта (MVP) позволяет проверить идею с минимальными затратами.

При этом «минимально жизнеспособный» не означает минимально полезный, в отличие от прототипа это должен быть рабочий продукт. Его основные задачи:

  1. изучение спроса
  2. тестирование и доработка
  3. получение инвестиций

Существует несколько типов MVP, которые различаются подходом к разработке продукта:

  • Однофункциональный (Single-feature MVP), когда создается только одна ключевая функция, без дополнительных возможностей. Подходит для IT-сервисов
  • Поэтапный (Piecemeal MVP) создается с использованием уже существующих инструментов вместо создания сложного продукта с нуля. Предприниматель не создает софт, логистику или базу данных с нуля, а просто использует те, которые есть
  • «Консьерж» (Concierge MVP) подходит для тестирования услуг. Сервис оказывается вручную как индивидуальная услуга. Как пример, сервис изучения иностранных языков привлекает клиентов через обычный сайт. Подбор репетиторов, составление расписания, прием денег на первых порах ведется вручную
  • «Волшебник страны Оз» (Wizard of Oz MVP) позволяет тестировать спрос без создания продукта

Пошаговый план по созданию MVP

  1. Шаг 1. Формулировка идеи

    Какую проблему решает продукт, какие потребности (боли) клиентов он закрывает, кто его целевая аудитория (ЦА).
  2. Шаг 2. Анализ рынка и конкурентов

    Изучение конкурентов помогает найти слабые места в их продуктах и создать конкурентные преимущества.
  3. Шаг 3. Определение ключевого функционала

    Основная функция, без которой продукт не работает. Нужно определить минимальный набор возможностей, который нужен для тестирования.

    Пример: гель для стирки белья. Основная его функция – стирать. Привлекательная упаковка, яркая реклама уже второстепенны.
  4. Шаг 4. Оценка потенциала идеи

    Проверить реализуемость идеи или концепции можно при помощи методики Proof of Concept (PoC). Это прототип продукта, который создается с целью проверки гипотезы или идеи, прежде чем начинать полноценную разработку. PoC может быть создан на ранних стадиях разработки продукта и использоваться для оценки потенциального спроса на продукт. Например, при помощи лендинга, рекламного объявления или странички в соцсетях, чтобы проверить интерес.
  5. Шаг 5. Разработка MVP

    В зависимости от сферы деятельности этот шаг может отличаться. Разберем ключевые различия для услуг, производства и торговли:
    • Сфера услуг – консалтинг, клининг, ремонт, обучение и т. д. Можно не создавать продукт, а находить клиентов и тестировать спрос. Например, в клининге можно найти первых клиентов и убрать 2-3 квартиры самостоятельно, без найма сотрудников
    • Производство – изготовление мебели, одежды, еды и т. Изготовление продукта самостоятельно может быть дорогостоящим, поэтому можно воспользоваться контрактным производством и выпустить тестовые образцы. Так, сервис по доставке «здорового питания» может начать с продукции, которая по заказу приготовлена на кухне другого ресторана. Также подойдут краудфандинговые платформы. Через них можно найти средства на дальнейшую разработку и получить обратную связь от покупателей. При достаточном спросе можно изготовить пробную партию
    • Сфера торговли: интернет-магазин, розница. Интернет-магазин может начать работать без склада и магазина, используя модель дропшиппинга или через маркетплейсы. Если спрос есть, то можно закупать партию товаров. Розничные магазины в основном тестируют новую продукцию через маленькие партии, дегустации и пр.
  6. Шаг 6. Оценка и масштабирование

    Обратная связь от первых пользователей позволит оценить спрос и даст ответ, стоит ли запускать продукт и что нужно улучшить в дальнейшем. Если тест успешен, следующий этап – доработка MVP в полноценный продукт.

    Многие начинающие предприниматели пытаются сделать «идеальный» продукт. MVP позволяет быстро проверить гипотезу, не тратя много времени и ресурсов на сложный продукт. Не стоит добавлять в тестовый продукт слишком много возможностей, усложняя разработку. Достаточно 1-2 ключевых функций, которые решают главную проблему пользователя.

    Также следует заранее продумать каналы получения обратной связи, без нее MVP бессмысленно. На основе анализа отзывов первых клиентов можно вносить изменения и решать, как развивать продукт дальше или менять стратегию.
Продолжая, вы подтверждаете использование файлов cookies браузера в целях обеспечения удобного функционирования сайта.