Обзор изменений законодательства
-
Специальный налоговый режим для самозанятых «Налог на профессиональный доход» вводится в четырёх субъектах Российской Федерации с 1 января 2019 года
Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»
Дата официальной публикации – 27 ноября 2018 г., ссылка на страницу официального опубликования: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811270056.
Дата вступления в силу – 1 января 2019 г.
Федеральным законом предусмотрено проведение до 31 декабря 2028 года эксперимента по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – специальный налоговый режим) в 4 субъектах Российской Федерации: в городе Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.
Налогоплательщиками в рамках специального налогового режима являются физические лица (включая граждан Российской Федерации и граждан других государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе индивидуальные предприниматели, которые:- ведут деятельность на территории любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент;
- встали на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Не могут являться налогоплательщиками, в частности, лица:
- осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
- осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, а также оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц (за исключением применяющих ККТ продавца);
- применяющие другие специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются НДФЛ;
- у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 млн рублей.
Объектом налогообложения признается профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности (реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав), при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
При этом к такому доходу не относится, в частности, доход, полученный:- в рамках трудовых отношений (в том числе при несении государственной и муниципальной службы);
- от продажи и передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);
- от оказания (выполнения) услуг (работ) по гражданско-правовым договорам в пользу работодателей;
- физическими лицами, которые освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении дохода в виде выплат, полученных за оказание услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (в том числе по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, репетиторству, уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства) в соответствии с пунктом 70 статьи 217 НК РФ.
В целях применения специального налогового режима физические лица вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется через личный кабинет налогоплательщика, мобильное приложение «Мой налог» Федеральной налоговой службы России или через кредитную организацию без посещения налогового органа.
Применение специального налогового режима влечет освобождение от уплаты НДФЛ и НДС в отношении профессионального дохода. Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на период применения указанного налогового режима не признаются плательщиками страховых взносов.
Кроме того, при использовании налога на профессиональный доход не требуется применение ККТ.
Налоговой базой признается денежное выражение профессионального дохода, учитываемого нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Первым налоговым периодом признается период со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца следующего календарного месяца.
В рамках специального налогового режима устанавливаются следующие налоговые ставки:- 4 % в отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;
- 6 % в отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налоговая декларация не предоставляется. Исчисление и у плата налога осуществляется через мобильное приложение «Мой налог».
Подробнее о применении нового налогового режима можно будет узнать в информационном материале, который будет размещён в разделе «База правовых решений для субъектов МСП».
Отдельные вопросы введения налога на профессиональный доход урегулированы в федеральных законах от 27.11.2018 № 423-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации» и от 27.11.2018 № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». -
С 1 декабря 2018 года вступают в силу изменения в статьи 4 и 4.1 Федерального закона закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ
С 1 декабря 2018 года вступают в силу изменения в статьи 4 и 4.1 Федерального закона закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», устанавливающие условия отнесения хозяйственных товариществ к субъектам малого и среднего предпринимательства
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Дата официальной публикации – 3 августа 2018 г., ссылка на страницу официального опубликования:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808030077.
1. Статья 4 Федерального закона № 209-ФЗ:- Установлены условия отнесения хозяйственных товариществ к субъектам МСП, аналогичные таким условиям для хозяйственных обществ.
При этом 10 декабря 2018 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства должны быть включены сведения о хозяйственных товариществах, которые созданы в период с 1 декабря 2017 г. по 1 декабря 2018 г. и соответствуют требованиям к структуре складочного капитала, установленным Федеральным законом № 209-ФЗ для целей отнесения к субъектам МСП. - Сняты ограничения по суммарной доле участия иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий.
По общему правилу суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале хозяйственного общества для целей отнесения такого общества к субъектам МСП не должна превышать 49%.
Федеральным законом № 313-ФЗ указанное ограничение не устанавливается для хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ, участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие установленным Федеральным законом № 209-ФЗ для целей отнесения к субъектам МСП условиям по среднесписочной численности работников и размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. - К субъектам МСП теперь отнесены вновь созданные (то есть созданные в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом) акционерные общества с единственным акционером. При этом 10 декабря 2018 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства должны быть включены сведения об акционерных обществах с единственным акционером, которые созданы в период с 1 декабря 2017 г. по 1 декабря 2018 г.
2. Статья 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ:
- Сведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 декабря 2018 г. могут включать:
сведения о среднесписочной численности работников юридического лица за предшествующий календарный год в случае, если такие сведения размещены на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
иные сведения, включение которых в указанный реестр предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. - В целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства установлены требования по представлению в ФНС России следующих сведений:
1) перечень акционерных обществ, созданных до 1 декабря предшествующего календарного года, соответствующих условиям отнесения к субъектам МСП по структуре уставного капитала, который формируется держателями реестров акционеров акционерных обществ на основании имеющихся у них данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году.
Срок представления перечня – до 5 июля текущего календарного года;
2) перечень обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 1 декабря предшествующего календарного года, участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года условиям по среднесписочной численности работников и размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, установленным для целей отнесения к субъектам МСП. Перечень формируется аудиторскими организациями, сведения о которых по состоянию на 1 июля текущего календарного года внесены в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций.
Срок представления перечня – с 1 по 5 июля текущего календарного года;
3) состав лиц, представляющих для включения в указанный реестр иные сведения (пункт 12 части 3 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ), определяемый Правительством Российской Федерации.
Сроки представления указанных сведений – устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Установлены условия отнесения хозяйственных товариществ к субъектам МСП, аналогичные таким условиям для хозяйственных обществ.
-
Обзор изменений в Правила предоставления субидий банкам по кредитам субъектам МСП (постановление Правительства РФ от 10.10.2018 № 1212)
Внесены изменения в программу льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2018 г. № 1212 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке»
Дата официальной публикации – 15 октября 2018 г., ссылка на страницу официального опубликования:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201810150005.
Вступает в силу 22 октября 2018 г.
С 2018 года Минэкономразвития России при участии АО «Корпорация «МСП» реализует программу льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1706 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке».
Для участия в программе в 2018 году отобрано 15 уполномоченных банков, перечень которых утвержден Комиссией по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке[1].
В рамках программы малые и средние предприятия имеют возможность привлечь кредитные средства по конечной ставке 6,5 процентов на цели развития, модернизации своего бизнеса или на цели пополнения оборотных средств.
Основные параметры программы
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2018 г. № 1212 предусмотрены изменения, направленные, в том числе на расширение доступа субъектов МСП доступа к льготному кредитованию, а именно:- предусмотрена возможность установления дополнительных лимитов по кредитованию субъектов МСП для уполномоченных банков в связи с увеличением объема финансирования программы за счет средств федерального бюджета;
- до 400 млн рублей снижен максимальный размер кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке;
- установлена квота для уполномоченных банков по кредитованию микропредприятий в размере не менее 10% общей суммы кредитов, выданных уполномоченным банком в рамках программы льготного кредитования по ставке не более 6,5 процентов.