ГлавнаяПресс-службаНовости МСПЮрий Зафесов: «Малый бизнес более клиентоориентирован и заточен под нужды заказчика»

Пресс-служба

Юрий Зафесов: «Малый бизнес более клиентоориентирован и заточен под нужды заказчика»

Рассылка

11.01.2019

Как малому бизнесу стать поставщиком госкомпаний? Правда ли, что крупные заказчики работают только со «своими»? Отвечает директор департамента закупочной деятельности ПАО «Россети» Юрий Зафесов.

В этом году компания стала победителем премии «Лидер конкурентных закупок» в номинации «Лучшая поддержка малого и среднего бизнеса». 

– Многие считают, что крупные госкомпании работают только со своими поставщиками. В этом есть доля правды или это миф?

– На мой взгляд, это миф. Последние несколько лет мы наблюдаем, как в закупках госкомпаний увеличивается число участников из малого и среднего бизнеса. Расскажу на нашем примере. С 2013 по 2015 годы среднее количество участников на одну процедуру у нас было около трех-четырех. Но мы стали исполнять «дорожную карту» Агентства стратегических инициатив по расширению доступа МСП к закупкам госкомпаний, а после появилось и постановление об обязательных закупках у малого и среднего бизнеса. В результате среднее количество участников увеличилось до пяти. Для сравнения: в госзаказе сейчас на одну процедуру приходится чуть более двух участников. В первую очередь малый бизнес пришел, потому что увидел, что корпорация для него открыта. 

Сейчас предпринимателям готовы помочь, в частности, общественные объединения. Полистав новостную ленту, ясно, что в историях про закупки госкомпаний у малого бизнеса больше положительных инфоповодов, чем отрицательных. Регулярно для новичков проходят конференции по участию в закупках госкомпаний, в том числе и онлайн. МСП уделяется большое внимание не только со стороны власти, но и самого бизнеса. Главное, что все усилия направлены на поддержание реальной конкуренции среди участников. 

Посмотрим на пример «Россетей». Когда было принято постановление, устанавливающее обязательные квоты закупок у субъектов МСП в размере не менее 18% от годового объема, то компания уверенно перешагнула планку и стабильно показывала 20% и более. 

За 2017 год объем закупок у МСП достиг 233 млрд. рублей, что с учетом исключений составляет 70% от всего объема закупок Группы компаний «Россети». Вырос не только объем закупок, победителями которых становились субъекты МСП, но и объем торгов, проводимых исключительно для них. По итогам года такой показатель составил 99 млрд. рублей (30%). 

В текущем году также наблюдается значительный объем закупок у малого и среднего бизнеса. По итогам 8 месяцев 2018 года объем закупок у субъектов МСП составил 129 млрд. рублей. Объем закупок участниками которых могут быть только субъекты МСП уже составил 73 млрд рублей. Напомню, мы производственная компания и наша работа связана со стройками, с ремонтом и реконструкций сетевых объектов, поставкой оборудования. Субъекты малого бизнеса присутствуют во всех сферах нашей деятельности. 

– У правительства понятная цель – поддержать российский бизнес. А «Россети» получают от работы с МСП какие-то экономические преимущества?

– Для нас в законодательстве нет никаких прямых или косвенных преимуществ, налоговых преференций. Прежде всего, мы получаем экономический эффект от реального общения с потенциальными поставщиками – представителями малого и среднего бизнеса. Мы стараемся создать конкурентное поле только для субъектов МСП, не включая в него крупный бизнес. В результате за счет конкуренции на торгах происходит снижение стоимости. 

Мы не говорим про отрицательные факты демпинга, которые тоже имеют место быть, но в целом мы получаем больший экономический эффект от конкурентных процедур. Коллеги из Корпорации МСП сравнивали закупки для МСП и общие. Оказалось, что процент экономии, где были производители из числа МСП, больше, чем на общих закупках. 

Справедливости ради хочу сказать, что малый бизнес более клиентоориентирован и заточен под нужды заказчика, чем средний или крупный. 

– Выросли ли затраты «Россетей» на проведение закупок из-за обязательной поддержки МСП? Усложнился ли процесс закупок?

– Нельзя сказать, что процесс закупок усложнился из-за МСП. Ведь закупочное законодательство совершенствуется не только в части МСП, но и в целом по раскрытию информации, требованиям к процедурам, размещению информации. К примеру, изменились требования к размещению информации – заказчики вынуждены вести отчетность на сайте госзакупок, у себя на сайте. На это нужны силы и время. Конечно, работы у сотрудников закупочных подразделений прибавилось. В этом есть определенная сложность, но мы относимся к этому как к нормальному рабочему процессу. 

– В интервью нашему порталу представитель небольшой компании пожаловалась, что поставщики часто остаются один на один с недобросовестными заказчиками. Товар поставлен, а оплата задерживается. Как можно решить эту проблему?

– «Россети» включает в себя 15 компаний, из которых одна магистральная и 14 распределительных по всей России. В зависимости от региона, тарифного регулирования и платежной дисциплины экономическая составляющая в этих компаниях разная. Исходя из их финансового состояния, компаниям предоставляется авансирование контрагентам, являющимся участниками программы партнерства между компанией и субъектами МСП. 

Кроме этого, с февраля 2018 года для всех компаний внедрена единая программа партнерства для субъектов МСП и единый реестр участников программы. Аккредитация для участия в программе проходит теперь только в электронном виде. Это позволило унифицировать требования к участникам программы, снизить трудозатраты участников и дочерних обществ. 

Также на Советах директоров мы ежеквартально пристально рассматриваем отчеты «дочек» об оплатах, производимых в адрес субъектов МСП. В целом, контроль за оплатами строго выстроен и налажен. Так должно быть в любой крупной компании. 

При этом есть ряд проблем, которые связаны с оплатой в нашу сторону. В настоящее время в электроэнергетике есть проблема неплатежей. Особенно сильно эта проблема проявляет себя в отношениях между предприятиями электросетевого комплекса и потребителями услуг по передаче электроэнергии – гарантирующими поставщиками электроэнергии. Задолженность потребителей услуг по передаче электрической энергии перед дочерними обществами ПАО «Россети» достигает более 100 млрд. рублей. 

– Дайте, пожалуйста, советы субъектам МСП. Как стать поставщиком крупной госкомпании?

– Ничего сложного. Здесь закупочные принципы универсальны. Я постоянно участвую в семинарах, конференциях и днях открытых дверей. Совместно с Корпорацией МСП, «Опорой России», Торгово-промышленной палатой РФ и другими общественными организациями регулярно поводим мероприятия по расширению доступа субъектов МСП к закупкам, увеличению номенклатуры закупок товаров, работ, услуг для малого бизнеса, совершенствованию практики реализации программ партнерства. 

Мы приглашаем участников и потенциальных участников закупок, рассказываем им про положения о закупках, законодательстве, требованиях к заполнению заявки, как подать документы, как работать на электронной площадке. Поставщикам нужно участвовать в подобных мероприятиях и изучать закупочную документацию госкомпаний. Она размещена на сайтах заказчиков и на портале бизнес-навигатор, который создан Корпорацией МСП. 

Кроме этого, нужно уделить внимание подготовке закупочной документации. У новичков без ошибок не бывает. Но нужно понять, что только со временем и опытом получится не допустить ошибок. Если заявка не прошла по формальному признаку, то не надо опускать руки. Нужно проанализировать ошибку и подавать заявку в следующий раз. 

В крупных компаниях, кстати, широко распространена практика коллективного участия в тендерах. Это позволяет участникам скооперироваться, когда часть работ делает один исполнитель контракта, а часть – коллеги из другой компании. 

Главное – не боятся участвовать и относиться к закупочному процессу профессионально и серьезно. 

– Каких ошибок надо избегать?

– Сложно сказать, все совершают разные ошибки. Но большая часть – в подготовке закупочной документации. Нужно внимательно изучать требования к каждой конкретной закупке и внимательно готовить документацию. 

Самая распространенная ошибка – неправильно заполненные заявки для участия в закупке. Часто поставщик, услышав, что его заявку отклонили по формальному признаку, отказывается участвовать в следующих процедурах. А нужно сделать выводы и продолжать участвовать дальше. Все так начинали. У кого не спроси – все ошибались в мелочах. Но постепенно входишь в режим и начинаешь составлять заявки грамотно и осознано. 

Источник: https://umestentorg.com/
Назад
Наверх